Горное театральное
шоу на курорте
"Роза Хутор"

Каждый вторник, четверг, субботу и воскресенье с 1 июля по 27 сентября в 16-00

Истории и легенды

Выберите легенду

Узел цивилизаций

Главные герои нашего спектакля-сказки – два клана: «черный» и «белый», «коренной» и «пришлый». Мотивом для создания «черного клана» послужили орнаменты и мифология адыгов и их предшественников – зихов, меотов и других племен. А в одежде и мифах «белого клана» можно почувствовать мотивы греческие, скифо-сарматские и, конечно, русские.

Кавказ - одна из самых многонациональных точек планеты. В одном только Сочи насчитывается 102 национальности. С I тысячелетия до нашей эры почти каждое столетие Кавказ подвергается колонизации с севера и юга. Во времена античности это греки и скифы, римляне и сарматы, аланы и гунны, В раннее средневековье – Византия, Хазарский каганат, Киевская Русь. Далее – генуэзцы и татары. А в Новое время Кавказ становится ареной столкновений Турции, Англии, России. В ХХ веке к «заинтересованным лицам» присоединяются фашистская Германия и США.

Интерес к Кавказу объясняется просто: располагаясь между Черным и Каспийским морями, Кавказ служил воротами из Европы в Азию и обратно. На черноморском и каспийском побережье, в устье рек было удобно строить крепости и торговые порты. Тот, кто владел Кавказом – владел морем, а кто владел морем – владел и миром.

Но не так прост и доступен Кавказ: высокий хребет изрезан ущельями, по которым на север и на юг стремятся реки. Небольшие народы – когда-то пришлые, а теперь коренные – оказывались в естественной изоляции. Вот почему Кавказ - плавильный котел цивилизаций - стал хранилищем древних традиций, местом обитания самобытных языков кавказской семьи. Сейчас их насчитывается более 50.

Мы посвятили проект «Кавказские пленники» и Кавказу в целом, и долине реки Мзымты, где находится курорт «Роза Хутор». Гений этого места - колыбель адыго-абхазского протоэтноса. Особое внимание мы уделяем черкесам – так русские часто называли адыгов и горцев вообще вплоть до советских времен. Уже упомянутые «черкеска» и «Черкасские» стали частью русской культуры. На самом же деле черкесы - самая молодая ветвь адыгов, которые жили между Кубанью и ее притоком Лабой. Во времена Тамерлана (XIV век) часть адыгов переселилась на восток, в Пятигорье и стала называться кабардинцами. А в XV веке часть тех и других обосновалась в центре – в верховьях Кубани – это и были черкесы.

Главные герои нашего спектакля-сказки – два клана – «черный» и «белый» - «коренные» и «пришельцы». Мотивом для создания «черного клана» послужили орнаменты и мифология адыгов и их предшественников – зихов, меотов и других племен. А в одежде и мифах «белого клана» можно почувствовать мотивы греческие, скифо-сарматские и, конечно, русские.

Силы природы

Кавказские богатыри – герои знаменитого Нартского эпоса – настоящие экстремалы. Они останавливают грудью катящееся с горы колесо, пронзают стрелой исчезнувшую в облаке ласточку, разбивают лбом камни и управляют туманом. Здесь не боятся высоты: до сих пор в Дагестане сохранились целые династии профессиональных канатоходцев! Мы продолжили традицию: выбрали площадку - на высоте 1170 метров над уровнем моря и задействовали «высотные» инструменты: гироскоп, джампер, ходули, канат и батут.

Впервые слово «Кавказ» (др.-греч. Καύκασος) встречается в 444 году до нашей эры в трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Современные ученые видят в названии готские, литовские, пеласгские корни – «высокий», «гора», греческие и индо-иранские – «сверкающий», «лед». Для жителей Кавказа горы – священная Вертикаль. Недаром на гербах кавказских республик так часто присутствует горный пейзаж. Для нашего спектакля Кавказский хребет стал лучшей декорацией.

Кавказ экстремален. Это место столкновения континентальных плит. В результате извержения 40 000 лет назад двух «спящих вулканов» – Эльбруса и Казбека – на Кавказе наступила вулканическая зима, а на Земле вымерли неандертальцы. Последний раз вулканы просыпались в 650 году до нашей эры и в XII веке нашей эры. И сейчас время от времени горы «оживают». На Кавказе хорошо отдыхать, но чтобы выжить здесь, нужно быть готовым к тектоническим толчкам, ливням и снегопадам, морозу и палящему солнцу.

Кавказские богатыри – герои знаменитого Нартского эпоса – настоящие экстремалы. Они останавливают грудью катящееся с горы колесо, пронзают стрелой исчезнувшую в облаке ласточку, разбивают лбом камни и управляют туманом. Здесь не боятся высоты: до сих пор в Дагестане сохранились целые династии профессиональных канатоходцев! Мы продолжили традицию: выбрали площадку - на высоте 1170 метров над уровнем моря и задействовали «высотные» инструменты: гироскоп, джампер, ходули, канат и батут.

Кавказ - не только вызов, но и щедрый дар. В степях – плодородный чернозем. В лесах – ценные породы дерева, изобилие животных и птиц. В горах – альпийские луга, реки и долины, залежи руды, золота и серебра, базальта, мрамора и самоцветов. Месторождения нефти, газа, торфа, горячие источники и целебные травы, которыми пользовалась еще Медея.

Мифы и клады

В период античности одновременно с греческими мифами и под влиянием скифского фольклора зарождаются на Кавказе Нартский эпос о великанах-нартах, предках людей. В спектакле вы встретите двух прикованных к горам титанов – Прометея и Насрена, Язона и Медею, нартского героя Саусруко и царицу сарматов Амагу. И, конечно же, дракона!

Издавна на Кавказе поклонялись светилам и стихиям, животным и рощами, очагу и наковальне, о чем свидетельствуют археологические находки Майкопского кургана и сказания о нартах. Но, пожалуй, больше всего на Кавказе почитались горы и их малая толика – камень.

Каменной кладкой люди укрепляли склоны гор и благоустраивали родники. Первые поселенцы обживали пещеры и возводили погребальные «дольмены», которые в изобилии встречаются в долине Мзымты. Сторожевые башни и основания жилищ тоже строились из камня. Из камня, который девять месяцев и девять дней покоился в печи, а потом закалялся в кузнице, родился адыгский нарт Саусруко (Сосруко). Сын камня, он единственный имел над ним власть:

Начиная с VIII в. до нашей эры более чем на тысячу лет Кавказ попадает в сферу влияния двух мощных культур периода античности. С одной стороны это греки-причерноморцы и сменившие их римляне. С другой – кочевые племена степняков - киммерийцев, скифов, сарматов и, наконец, аланов. Пришлые народы ассимилируют с местными. Так, известно, что аланы - предки осетин. А среди северокавказских народов выделяется племенной союз меотов. Так называют его античные путешественники. Их земли именуются Меотидой, а Азовское море – Меотским болотом.

Меоты успешно посредничают между Черным морем и степью. В Элладу отправляется кубанский хлеб, а в Скифию – сделанные по спецзаказам драгоценные изделия в характерном для скифов «зверином стиле

В обмен меоты получают от греков расписную керамику, оливковое масло, вино (лоза быстро прижилась на Кавказе), а от скифов - короткие мечи-акинаки, доспехи, конскую сбрую. В IV веке меотская цивилизация исчезает под наплывом гуннов и болгар.

В период античности одновременно с греческими мифами и под влиянием скифского фольклора зарождаются на Кавказе Нартский эпос о великанах-нартах, предках людей. В спектакле вы встретите двух прикованных к горам титанов – Прометея и Насрена, Язона и Медею, нартского героя Саусруко и царицу сарматов Амагу. И, конечно же, дракона!

Горский этикет

Горы Кавказа пронзают небо
Его сыны крепки словно камень
Честь на Кавказе важнее хлеба
Что выпечен любящими руками
Тут встречается черное с белым
Случается, жизни и смерти танец
Дороги открыты сильным и смелым
Гордись, если ты кавказец.

Создавая спектакль, мы думали о том, что любая традиция начнается с семьи, очага, взаимной любви. Мир в семье – залог мира между соседями, странами, целыми империями! Горский этикет – неисчерпаемый кладезь мудрости, гибкости, здравого смысла.

Тектонические катаклизмы, охота и набеги, усобицы и вторжения не позволяли людям долго сидеть на одном месте. Самым распространенным типом жилища была сакля – быстровозводимый плетеный дом на деревянных опорах, с глиняной забутовкой и тростниковой крышей. Кстати знаменитая черкесская шашка «выросла» из ножа для срезания лозы.

Священной силой в доме обладал очаг, над которым помещался котел. Над очагом проносили новорожденного младенца. Надочажная цепь – единственное, что забирали с собой, когда покидали дом. Звенья цепи и угли из родительского очага торжественно передавались молодой семье.

Все знают о том, что на Кавказе почитают старших. Но в целом ряде ситуаций старшим становился другой: на пиру это был тамада и старший гость, а во время поединка старшей могла стать женщина – ей стоило снять и бросить на землю платок, чтобы остановить жестокое кровопролитие.

Перед храбростью горцев отступала смерть. Но не только из-за удивительных боевых качеств. Они лечили болезнь, инсценируя шумный праздник у постели больного и демонстрировал жизнелюбие, устраивая скачки с призами на похоронах. Душа покойника была довольна - продолжался род! И болезнь перед радостью отступала.

Кавказ – место постоянных усобиц между маленькими изолированными народами.

Уникальным способом контролировать отношения в любых ситуациях было кавказское гостеприимство и куначество – аналог кровного родства. Жизнь и здоровье гостя, даже если это был враг, берегли пуще глаза. А кровный враг, которого месть настигала внезапно, всегда имел право защищаться, вот почему на Кавказе долго не приживалась смертная казнь: убивать беззащитного человека было стыдно!

Немалая роль в укреплении международных отношений отводилась… детям. Юных князей было принято отдавать на воспитание иностранцам. С воспитателем – аталыком – устанавливалось кровное родство, а воспитанник свободно говорил на чужом языке. В спектакле мы доверили решение мировых вопросов детям. И они блестяще справились!

Черкасские и черкешенки

Один из сюжетов спектакля – русско-кавказский союз. Иван Грозный и Мария Темрюковна, Михаил Темрюкович и дочь воеводы Захарьина Юрьева – две грандиозные свадьбы играются на батуте и на канате.

В XVI веке Россия и Кавказ подвергаются опустошительным набегам татар-крымчаков – османских вассалов. В это тяжелейшее время русские и черкесы заключают союз и скрепляют его двумя свадьбами. От потомков кабардинского князя Темрюка начинается в России род князей Черкасских. Этот род подарит России талантливых воевод, наместников, губернаторов, дипломатов и канцлеров. А с властной и умной «Пятигорки» и опричника Михаила пойдет русская мода на Кавказ.

Есть мнение, что свою Шамаханскую царицу Пушкин писал, вдохновляясь легендами о Марии Темрюковне. И действительно, черкешенка при дворе русского царя была настоящей сенсацией. С 12 лет кавказские девушки носили корсет. Они прекрасно владели оружием, могли целые дни проводить в седле, а великолепная вышитая одежда кроилась по одному лекалу со знаменитой мужской черкеской.

Девушек не запирали дома, они свободно ходили в гости и сами могли выбирать жениха. Однако, целый ряд обычаев устанавливал между юношей и девушкой (и даже между женихом и невестой!) серьезную дистанцию. Гордый нрав и строгий этикет нередко сочетались в горянке с поразительной красотой.

Но, не только военное искусство и прекрасные глаза были основой русско-кавказского союза: немалая роль здесь принадлежит православию. Христианство распространилось на Кавказе гораздо раньше, чем в России. В начале нашей эры на Кавказе проповедовали Андрей Первозванный и Симон Конанит. Сюда был сослан, проповедовал и был похоронен непримиримый константинопольский епископ, святитель Иоанн Златоуст, чьи тексты составляют сегодня большую часть православных богослужений. По долине реки Мзымты проходила северо-восточная граница Византийской империи, и с IV по Х век христианство распространилось на обширные территории: Армению и Грузию, Великую Аланию (Осетию), Абхазию... Даже воинственные зихи, не решаясь, по свидетельству, путешественников-иностранцев, войти в храм из-за разбойничьего ремесла, выстаивали службу подле храма, не слезая с коней. А генуэзцы, потакая привычкам местного населения, строило храмы в византийском стиле. На территории Сочи сохранилось более десятка древних храмов.

Поводом же для русско-кавказских раздоров – в частности, для Великой Кавказской войны XIX века - была торговля людьми, немалая часть которых была женской. Калым – выкуп за невесту бытовал веками, а продажа в татарские и турецкие гаремы не воспринималась как нечто предосудительное – здесь сыграло роль распространившееся в XVII-XIX веках мусульманство. А каково было русской христианке? Турки появляются на сцене внезапно – берегитесь, зрительницы из первых рядов!

Война и мир

Кавказской войне посвящен один из главных эпизодов горного шоу. Воюют все - даже покровители кланов – Прометей и Насрен. Но это и финальный эпизод: мир не за горами!

Интересно, что на Кавказском фронте противники различались мало – все на кабардинских скакунах, в черкесках и при шашках. Чем же так пленило русских военное искусство, оружие и обмундирование горцев?

Начиная с XVI века, горцы сражались вместе с русскими во всех войнах – против крымчаков и турок, поляков и литовцев, французов и англичан. В 30-х годах XIX века был сформирован Кавказский конно-горский полк, который стал кузницей офицерских кадров России. А в 1828 году знатные горцы вошли в знаменитый «Императорский конвой». На Кавказе действовали национальные милиционные войска. За охрану стратегически важных объектов они получали георгиевские кресты.

Во время Первой мировой создается легендарная кавалерийская «Дикая Дивизия». Во время Второй мировой войны некоторые горцы не избежали сепаратизма, а некоторые выдали наилучший результат: самое большое число героев Советского Союза приходится на Осетию. Не случайно и сегодня, спустя две «чеченские войны», именем Ахмада Кадырова – бывшего противника, а ныне союзника России, в Санкт-Петербурге собираются назвать мост.

Надежная, удобная, красивая, черкесская экипировка – шашка, черкеска, бурка, башлык, - шедевр военного обмундирования. Она не только была на вооружении русской армией вплоть до середины ХХ века, но стала парадной военной формой русских царей.

Во время кавказских войн самой надежной основой взаимопонимания России и Кавказа с XVI века было казацкое войско, чей патриархальный уклад был схож с обычаями горцев. В истории казаков и горцев есть практически одинаковые случаи разгрома малым количеством бойцов многотысячного татарского войска. А персонажей, наводящих смертельный страх на округу, с той и другой стороны хватило бы на десяток фильмов- боевиков.

В мирное время между казаками и горцами велся интенсивный обмен товарами и полезным опытом. Черкесы снабжали казаков хлебом, скотом, лесом и даже оружием, растениями для дубления шкур и окрашивания тканей. Казаки научились сажать фруктовые сады, кукурузу, фасоль, горох, готовить кабачковую икру и мамалыгу. Взамен горцы получали соль, железные плуги и косы, стали сеять пшеницу, ячмень и овес, выращивать свеклу, квасить капусту и заправлять ее подсолнечным маслом, и, конечно, варить борщ. Борщ во время стычек превращался в оружие местных «амазонок»!

Одной из самых горячих точек войны стала долина Мзымты, где до последнего сопротивлялся небольшой, но воинственный народ убыхов. Здесь же, на Красной Поляне, в мае 1864 года Великая Кавказская война и закончилась торжественным парадом и благодарственным молебном.

Театр волшебных действий

Поэтов, способных создать что-то стоящее о Кавказе, до сих пор можно перечесть по пальцам. А между тем Кавказ был и остается многомерным театром волшебных действий, где каждый зритель – художник, а каждый художник – очевидец. Мы очень стараемся. Каждый день над сценой - новая погода. И каждый день – радуга.

Кавказ – место силы. Романтический герой обретал здесь плоть и кровь, а бездна, в которую он бесстрашно взирал, зияла под ногами и осыпалась камнями и лавинами. Кавказ – место ссылки. Многие русские писатели переживали здесь опалу и воевали. Целых три произведения XIX века – Пушкина, Лермонтова, Толстого – называются «Кавказский пленник».

Поэма Пушкина о любви разочарованного русского и наивной горянки пользовалась такой популярностью, что знаменитый балетмейстер Дидло поставил на её сюжет в Петербурге балет, а 14-летний Михаил Лермонтов тут же написал свой вариант, «стянув» у Пушкина целые фрагменты текста.

Зачитывали до дыр в Москве и Петербурге и кавказские романы ссыльного декабриста Бестужева-Марлинского. Его «Аммалат-бек» - предтеча Толстовского «Хаджи-Мурата». Хаджи-Мурат - реальное лицо, сподвижник Шамиля. Обманутый имамом, он перешел на сторону русских, но из недоверия был убит в неравном бою с казаками в 1852 году. А в 1837 году в рукопашной схватке с горцами, защищая мыс Адлер, погиб Александр Бестужев. Отдыхая в Сочи, можно погулять по старинному парку, заложенному в 1910 году в его честь.

Тема «Кавказского пленника» и «героя нашего времени» - документальная история с мелодрамой – была много раз переснята советскими режиссерами и, наконец, дождалась …новой войны с горцами. В 1996 году по мотивам Толстовского рассказа, но – о первой чеченской войне был снят «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего. Ваня Жилин уже не прожженный казак, а молоденький новобранец, которого за доброту и благородство вынимает из пекла войны и возвращает матери мудрый старик-чеченец. А товарищ его Саня Костылин – уже не штабной трус, а дошедший до крайнего, смертельного цинизма…Печорин. Герой Олега Меньшикова разделил судьбу советской империи: стоило ей исчезнуть, и выветрился из героя аристократизм советских печориных – Владимира Ивашова и Олега Даля…

Кавказ обновляет традицию. Притягивая амбициозных одиночек, он заставляет их преодолевать собственный эгоизм и искать иных, высших смыслов. Такова песня Владимира Высоцкого «Вертикаль», написанная к фильму. Вообще художников, способных создать что-то стоящее о Кавказе, до сих пор можно перечесть по пальцам. А между тем Кавказ был и остается многомерным театром волшебных действий, где каждый зритель – художник, а каждый художник – очевидец. Мы очень стараемся. Каждый день над башнями - новая погода. И каждый день – радуга.